суббота, 10 января 2015 г.

Несколько старинных рецептов блюд, приготовленных из деревьев.

- Приготавливается сушеная рыбья икра, которая предназначается, главных образом, для  мужчин, отправляющихся в лес для добычи диких зверей. Имея  при себе един - единственный фунт этой  сушеной икры, камчадал обеспечен провиантом на целый месяц, ибо когда ему хочется поесть, он срезает  кору березы (а она растет  здесь везде во множестве), снимает верхнею мягкую кору, а твердую  ее часть, прилегающую ближе всего к стволу дерева, намазывает небольшим количеством взятой с собой рыбьей икры, з затем поедает ее, как сухарь или как бутерброд, что и  составляет всю его пищу».
-  «Корка (березы) в большом употреблении, ибо жители, оскобля у сырого дереза корку, рубят оную топорикам, как лапшу, мелко и едят с сушеной икрой  с таким удовольствием, что в зимнее время не найти камчатского острожка, в котором бы бабы не сидели около  березового сырого кряжа и не крошили объявленной лапши каменными или костяными топориками своими».
- «Сушеная заболонь лиственницы или ели, свернутая в трубку и высушенная, не только в Сибири, но и в России до Хлынова и до Вятки в голодные годы идет в пищу».
- «Чукчи  из листьев и молодых побегов ивы приготовляли одно из любимых блюд, запасали впрок. Ивой набивали мешки из тюленьих шкур, и это подобие силоса оставляли киснуть в течение всего лета. Поздней осенью такая кислая масса замерзала и в последующие месяцы ее резали ломтями и ели, как хлеб».
Наиболее питательна и вкусна заболонь (иногда ее неправильно называют лыком) весной, в период соковыделения и интенсивного роста дерева. Хотя, в принципе, ее можно использовать в гастрономических целях и летом и осенью. Некоторые источники утверждают: северные народы в сильный голод употребляли в пищу в качестве добавки к другим продуктам и зимнюю заболонь. Хотя, наверное, в это время года она  уже мало отличается от верхней корки, но как говорится, голод - не тетка, тут уже не до гурманства.
В некоторых исторических хрониках, говорится о поедании людьми коры вообще, хотя принято считать, что верхняя кора деревьев, из-за слишком обильного содержания дубильных веществ, в пищу не пригодна. Наверное, все зависит от степени голода. Академик Лихачев в одном  интервью рассказывал, что в блокадном Ленинграде умирающие от голода люди ели древесные опилки (!) для чего бросали их в воду, где дерево, находясь в течение долгого времени, начинало бродить. Эту перебродившую, вонючую, но дающую белки кашеобразную массу они и ели.
При заготовке заболони ее лучше всего снимать у основания ствола или даже с вылезших на поверхность земли толстых корней, где она наиболее питательна и сочна. Способы добычи заболони  бывают различными. Самый простой - это сделать ножом или топором на стволе два глубоких круговых горизонтальных надреза и два соединяющих их вертикальных, снять верхнюю кору, поддев ее с одной стороны ножом. Если она поддается плохо, можно использовать небольшие деревянные клинышки, вбиваемые между стволом и корой.
В принципе, заболонь можно есть в сыром виде - вкус у нее сладковатый, конечно, не без «деревянного» привкуса. Значительно улучшает ее вкусовые качества продолжительная варка. Заболонь, опущенная в кипящую воду, постепенно размокает, разбухает и превращается в единородную желатиновую массу, которую, слегка остудив, и следует есть. Если эту кашу высушить на камнях, раскаленных на костре или другой импровизированной сковородке, то полученную муку можно использовать для выпечки хлебных лепешек.
Наиболее питательной считается вторичная кора у березы, ивы, клена, сосны, осины, лиственницы, ели, тополя. Кстати, у всех перечисленных деревьев, кроме лиственницы, съедобны почки и  молодые побеги в сыром, но лучше в проваренном виде. Питательны натеки испарившегося и загустевшего на стволах сока, напоминающего жевательную резинку.
Природа щедро предоставляет множество съедобных трав, кореньев, клубней, ягод, грибов. Готовясь к путешествию, полезно ознакомиться с флорой тех широт, куда вы собираетесь, и к уже известным вам съедобным растениям прибавить целый ряд других. Очень важно знать не только, что можно есть, но и какие растения есть категорически нельзя.

Смертельно опасных ядовитых растений много меньше, чем съедобных, и, значит, запомнить их проще. Потому что, зная ядовитые растения «в лицо», можно с меньшие риском для здоровья  дегустировать встретившиеся на пути неизвестные, но кажущиеся съедобными растения. Знать ядовитые растения даже важнее, чем уметь отыскать годные в пищу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий